Если в 2 года блоки Дьенеша
выступают лишь как обучающий материал, то с 3 лет они превращаются в игру. Начните с простых игр.
С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.
Сначала предлагаются самые простые игры.
1 Найди все фигуры, как эта, по цвету (или по размеру, форме). И наоборот: попробуй найти не такую фигуру, как эта, по цвету (форме, размеру).
2 Найди все фигуры, как эта, по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта, по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру). Найди такие же фигуры по цвету, но другой формы, или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета.
3 «Цепочка». От любой выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме и т. д.); чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (того же размера, но разного цвета).
4 «Домино». Игра для 2—4 человек. Фигуры делятся поровну. Игроки поочередно делают ход. Если нет фигуры, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера); фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы; фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины); фигурами, одинаковыми по цвету и форме, но другого размера (одинаковыми по размеру и форме, но разными по цвету).
5 «Раздели фигуры». Для игры придется пригласить «гостей» — например, мишку, куклу, кролика. Предложите разделить фигуры между ними так, чтобы у мишки оказались все красные. Проверьте, справились ли дети? Предложите им ответить на вопросы: «Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные.) «А у зайки?» (Все не красные.)? Попробуйте разделить фигуры подругому: чтобы у мишки оказались все круглые/большие/желтые — и т. д.
6"Волшебный мешочек". Один из блоков нужно спрятать в мешочек. Например, это будет большой желтый квадрат. На все вопросы нужно отвечать «да» или «нет».? «Это фигура с углами?» — «Да» (попросите убрать все фигуры без углов).? «Это фигура не красная?» — «Да» (все красные убрать).? «Это фигура большая?» — «Да» (все маленькие убираются).? И так далее, пока дети не смогут догадаться, что за фигура спрятана.
Многие родители считают, что для полноценного развития своего чада нужен специально обученный педагог или какое-нибудь детское учреждения – будь то садик или детский кружок. Конечно, правильно оборудованная среда или специальные знания о развитии ребёнка будут далеко не лишними, однако не стоит недооценивать свои собственные силы и возможности домашней обстановки. Уважаемые мамочки и папочки! Вы – самые первые, самые главные воспитатели и педагоги вашего малыша. Вам необходимо только правильно выбрать развивающую игру. Мы советуем вам обратить своё внимание на логические блоки Дьенеша.
Основная задача блоков Дьенеша – научить вашего ребёнка решать логические задачки на разбиение по свойствам. Также использование логических блоков позволяет ребёнку строить свои высказывания с различными союзами: «и» (Допустим, «и» синий блок, «и» красный), «или» (Какой блок – синий «или» красный?), с частицей «не» (Какой блок возьмём?«Не» синий, «не» красный, а жёлтый). Не менее важной задачей блоков является умение выявлять разнообразные свойства, различать и называть их.
Начиная с 4-х лет, перед вашим малышом стоит задача не только логически думать, но и объяснять свои мысли, действия, в этом вам поможет учебно-методический альбом «Лепим Нелепицы» для детей с 4-х лет. Этот альбом так же, как и ранее много упомянутый (для малышей) является составной частью к логическим блокам Дьенеша. «Лепим Нелепицы» – это игра с небылицами, маленькие стишки ребёнок с лёгкостью запомнит, также познакомится с окружающим миром с помощью понятий «бывает», «не бывает». Ребёнок находит не только нужные блоки для создания полноты картины, но и приобщается к русской литературе (небылицы, былины), так как на каждой страничке есть небольшие «небылицы», в которых пропущено одно слово, рисунок и логика подскажут вашему ребёночку выбор правильного ответа. Можно также побеседовать с ребёнком, бывает такое или небылица, незаметно для себя и ребёнка в увлекательной форме мы развиваем речь. Играть в такие игры со словами и блоками интересно не только ребёнку, но и родителям, так как небылицы наполнены юмором, создают жизнерадостную атмосферу. Самое главное, что в игре с блоками Дьенеша ребёнок принимает активное участие, приобретает различные навыки, которые в дальнейшем помогут ему уверенно шагать по жизни.
Детям старше 5 лет интересны игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким свойствам. Игры, где необходимо кодировать или декодировать свойства блоков с помощью специальных символов, развивают умение разбираться в схеме, способности к логическим действиям, закрепляют навыки порядкового счета. Все это имеет огромное значение не только для математической подготовки к школе, но и для общего интеллектуального развития.
Например, логические блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада». Материал рассчитан на детей 5-8 лет. Развивает внимание, память, умение работать в коллективе, самоконтроль.
В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера и толщины.
Среди них 48 камней обладают необычными свойствами. Как обнаружить их среди других?
Оказывается свойства этих камней зашифрованы на шести листах с помощью знаков-символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры каждого задания (описать цвет, форму, размер, толщину камней).
Посмотрим – Лист 1, 4 ряда знаков-символов, а под каждым – два примера.
Всего на листе восемь заданий. Каждое задание дает возможность найти один драгоценный камень.
Решать примеры нужно по вертикали – сверху вниз. А ответ – позволяет выбрать знак-символ.
Попробуем выполнить 1 задание на листе 1:
2+2=4 – форма камня – прямоугольная
5+1=6 – цвет камня – желтый
5+5=10 – камень не тонкий, а значит толстый
1+2=3 – камень маленький.
Откладываем в сторону блок со свойствами: маленький желтый толстый прямоугольник. – это первый драгоценный камень.
Разделение по возрастам крайне условно. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его склонности к подобным играм. Чем раньше ребенок знакомиться с блоками, как часто и последовательно он с ними играет, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр и даже участвовать в разработке алгоритмов. Надеемся что мы вместе сможем подготовить детей к изучению математики, геометрии, информатики в школе.
Добавить комментарий: